Армяне и евреи
Написать эту статью я задумал, когда в мае 1997 г. в Иерусалиме в Армянском квартале старого города увидел расклеенные на каждом армянском доме плакаты, на которых были помещены карта Армении 1915 – 1916 годов и фотографии, фотографии и цифры, фотографии. А на фотографиях – измождённые люди и горы человеческих трупов, на фоне которых позируют самодовольно улыбающиеся усатые белозубые убийцы в фесках. Обожгло как огнём. Такие же фотографии видел я и дома, на Украине, где тоже в начале XX века усатые белозубые убийцы, но только в папахах, позируют на фоне тел убитых ими евреев. Так в Иерусалиме, на своей исторической родине, я впервые и узнал настоящую правду о масштабах трагедии армянского народа. Нет сегодня, наверное, в мире двух народов, которые, имели бы такую разную национальную традицию и такую похожую национальную судьбу и трагедию, как армяне и евреи.
Начну с недавней нашей истории. В СССР – многонациональной стране, стране дружбы народов – не принято было говорить, а тем более писать о геноциде еврейского и армянского народов. Я не оговорился. Да, термин «геноцид» (от греч. genos – «род», «племя» и лат.caedo – «убиваю»)впервые применил польско-еврейский юрист Рафаэль Лемкин в 1944 г. для обозначения чудовищной политики поголовного истребления еврейского народа германскими нацистами, а в 1945 г. это слово было принято Нюрнбергским трибуналом как терминологическое обозначение попытки полного уничтожения еврейского народа фашистской Германией. В 1942 г. на Ванзейской конференции Гитлер заявил о планах «окончательного решения (так он это называл) еврейского вопроса». А вот что заявил за 26 лет до нацистов 19 августа 1916г. (после уничтожения 1 500 000(!) армян) немецкому послу князю Гогенлое-Ланденбургу министр внутренних дел Турции Талаат: «Армянского вопроса больше не существует». Вот когда должно было появиться понятие «геноцид», но Европа, видимо, тогда ещё не могла (или не хотела?) осознать трагедию армянского народа. А ведь были и свидетели, и свидетельства. «Они (армяне) умирали всеми смертями, возможными на земле во все времена…», – это слова из письма прусского офицера немецкого Красного Креста Армина Вегнера американскому президенту Томасу Вудро Вильсону.Скажу правду. Даже читать, а тем более приводить эти многочисленные, не поддающиеся человеческому разуму свидетельства зверств, просто невозможно. И непризнание мировым сообществом (в угоду… или по политическим соображениям) ещё и сегодня, через 100(!) лет после тех кровавых событий, трагедии армянского народа ГЕНОЦИДОМ, ложится чёрным пятном на род людской, и особенно на народы Европы.
Есть несколько научно-исторических версий того, когда и как евреи появились в Армении. На вопрос «когда?» армянские историки однозначно отвечают: более 2 000 лет назад. А вот как или каким образом… Обратимся к «Истории Армении» армянского историка V века Мовсеса Хоренаци (Моисея Хоренского). «Об армянском царе по имени Храчеай, современнике вавилонского царя Навуходоносора, – пишет Мовсес Хоренаци, – рассказывают, что он выпросил у Навуходоносора одного из главных еврейских пленников по имени Шамбат, привёл его в Армению, поселил там и осыпал почестями. От Шамбата (или Смбата) происходит, по преданию, род Багратуни, чему подтверждением служит то, что Багратуни часто давали своим сыновьям имя Смбат, и это правда». А сейчас обратимся к независимому источнику. В грузинской летописи «Картлис цховреба» – «Житие Грузии» – сказано: «И было…Навуходоносор царь полонил Иерусалим, и гонимые оттуда евреи прибыли в Картли и, обещая платить дань, выпросили у мцхетского старосты землю. И было им дано право…» и там же «Семеро братьев бежали из плена и, наконец, пришли в Эклеци, где находился дворец армянской царицы Ракаэл. Здесь они вскоре приняли христианство, и трое из братьев остались в Армении. Четверо же других решили идти ещё дальше на север. Так они оказались в Картли. Один из братьев возвысился и стал эриставом. Он и является родоначальником грузинских Багратионов». Несмотря на некоторые разности, грузинская историческая версия подтверждает армянскую версию. Более того, Мовсес Хоринаци в V и VI главах I книги «Истории Армении» утверждает, что армяне – прямые потомки сыновей Ноя, Сима и Яфета! От Сима, как известно из Библии, произошли и евреи. В связи с этим утверждением армянского историка прошлого, хочется сделать небольшое отступление дня сегодняшнего.
На протяжении 30 лет я проходил воинскую службу в военных оркестрах. Среди военных музыкантов (как и среди полководцев) Советской Армии и особенно военных дирижёров было много армян: начальник военно-оркестровой службы Киевского военного округа, заслуженный деятель искусств Украины, подполковник Эдуард Парсаданян; начальник оркестра Военно-дирижёрского факультета Московской консерватории, заслуженный деятель искусств РСФСР, полковник Хаханян; начальник Военно-дирижёрского факультета Московской консерватории полковник Гайк Марутян; военный дирижёр оркестра Киевского Суворовского училища майор Айрумян… Однажды я спросил у своего старшего сослуживца-еврея, почему среди военных дирижёров так много армян. На что, он, не задумываясь, ответил: «Армяне – как евреи: они несчастны и талантливы…»В средние века Армения находилась под иностранным верховным владычеством и была независимой всего лишь около 160 лет с 886г. по 1045г. (кстати, это время правление династии Багратуни), затем периодически попадала под власть Византии и многих других завоевателей. Большая часть армян проживает сегодня за пределами Армении. Армянская диаспора более всего напоминает еврейскую диаспору. Оба наши народа, утратив свою государственность, превратились главным образом в жителей городов (часто не по своей воле), занимались схожими профессиями, иногда получали привилегии от правителей, а чаще были жертвами ложных обвинений, подвергались преследованиям и гонениям, находились перед угрозой ассимиляции и уничтожения. На Украине армян, как и евреев, обвиняли в том, что их деятельность якобы разоряет купцов и ремесленников из коренного населения… О том, как евреи жили в Армении, свидетельствует «История Армении» ещё одного армянского историка V века Фавстоса Бюзанда. Повествуя о нашествии персов во второй половине IV века н.э., Бюзанд много раз указывает число армянских и еврейских семей, угнанных в плен из городов Армении. Скажем, из Ервандашата персы увели 20 тысяч армянских семей и 30 тысяч еврейских семей. Из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских и т.д. О приказе персидского шаха пишет и Мовсес Хоренаци: «Увести в плен иудеев, тех, которые были приведены в Армению в дни Тиграна и жили в Ване, оставаясь при своей вере. Увести в плен также тех иудеев, живших в Арташате и Валаршапате, которые… уверовали в Христа». Есть у меня дома уже пожелтевшая книга – исторический роман о борьбе армянского народа за независимость «Самвел» (изд. «Советокан грох», Ереван, 1982 г.). В одной из частей романа классик армянской литературы Раффи (Акоп Мелик-Акопян) с нескрываемым симпатией и сочувствием пишет об угоняемых из Армении в Персию евреях. Вот только один отрывок из книги: « Пленным не предоставили никакого укрытия, и они лежали под открытым небом, прямо на голой земле, днём страдая от жгучего солнца, а ночью от холода. Среди них были армяне и евреи (большей частью принявшие христианство ещё при Григории Просветителе, первом каталикосе Армянской церкви)… Этих евреев при царе Тигране ІІ взял в плен и переселил в Армению из Иудеи Барзафран Рштуни. Доблестный полководец царя Тиграна заселил ими опустевшие после войн армянские города и пополнил население своей страны деловым и умным народом». Сегодня в силу сложных и, как мы часто видим, трагических исторических причин в Армении проживает чуть более 1000 евреев.
Интересно, что Советское правительство после 2-й Мировой войны проводило широкую пропагандистскую кампанию среди армян, живущих за рубежом, призывая их вернуться на свою историческую родину – в Советскую Армению. В тоже время советские власти резко отрицательно относились к желанию евреев вернуться на свою историческую родину в Израиль. В Иерусалиме найдены мозаики с армянскими надписями, которые указывают на то, что в городе уже в V веке н.э. было армянское население, и существовала армянская школа писцов. А армянские исторические источники упоминают о 21 иерусалимском епископе. В 17 веке на собранные большие пожертвования среди армян в разных странах патриарх Крикор Барондер построил армянский квартал в Иерусалиме. И сегодня, в начале XXI века, пожалуй, как это ни покажется странным и невероятным, самая безопасная для еврея дорога к главной святыне еврейского народа в Иерусалиме – Стене Плача – проходит через Армянский квартал. Сегодня всем известен вклад армянского народа в копилку мировой цивилизации: композиторы и музыканты, выдающиеся учёные и конструкторы; врачи, писатели и художники с мировым именем, олимпийские чемпионы и великие артисты… Всех не перечислишь! Но есть и малоизвестные факты.В конце 1980-х годов Украина шла к независимости. Однако не всё было так просто. Многие военные начальники выжидали, метались со стороны в сторону: сегодня они сидели за столом в поспешно созданном Союзе советских офицеров (а вдруг Советская власть выстоит?), а на следующий день – уже в Союзе офицеров Украины. И первым офицером, кто смело и открыто призывал к созданию украинской армии, кто отказался поддержать ГКЧП, кто выступал на митингах и собраниях, не думая о последствиях, был сын армянского народа – командир полка связи полковник Мартиросян Вилен Арутюнович. Именно этот человек фактически и стоял у истоков нынешней Армии Украины. Сегодня в Украине проживает около 700 000 армян. Армянские общины, как и другие национальные общества и объединения, ведут огромную работу по возрождению и развитию своей самобытной национальной культуры. И это является ещё одним показателем того, что армянский народ, как и еврейский, сумел выстоять и выжить, сохранив свою неповторимую духовную и интеллектуальную силу.